Председателю Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкину А.И.

105005, г. Москва, Технический переулок, д.2.

Жалоба на постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела
от 10.09.2012 № 398 скпр-2012

Уважаемый Александр Иванович!

Вынужден обратиться лично к Вам, так как вопрос касается нарушений, допущенных при выборах депутатов представительного органа субъекта РФ, а Главное следственное управление следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу воздерживается от принятия процессуального решения по моему заявлению.
09.12.2011 руководителю ГСУ СК по Санкт-Петербургу А.В. Лавренко мной направлены заявления о преступлениях – фальсификации итогов прошедших 04.12.11 в Санкт-Петербурге выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в том числе на избирательных участках №№ 114 и 118 избирательной территории № 2 (Василеостровский район Санкт-Петербурга).
В заявлениях мной приведены сведения о том, что данные, отраженные в протоколах голосования на указанных избирательных участках, после подсчета бюллетеней были искажены и в государственную автоматизированную систему РФ «Выборы» внесены иные, не соответствующие действительности сведения о результатах голосования. Представленные мной сведения документально подтверждены копиями полученных в соответствии со ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 29) и ст. 53 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (пункт 23) членами избирательных комиссий, выдвинутых партией “Справедливая Россия”. Данные копии протоколов были подписаны председателями УИК, заместителями председателя УИК, членами комиссии, секретарями комиссии, на них были проставлены печати комиссии.

После неоднократных пересылок моих заявлений из ГСУ в прокуратуру Санкт-Петербурга, после признания судом незаконным бездействия ГСУ при их рассмотрении (постановления Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27.03.2012 №№ 3/7 -154/12, 3/7-155/12), а также после отмены ранее вынесенного процессуального решения руководством ГСУ, 10.09.2012 и.о. следователя СО по Василеостровскому району ГСУ СК по Санкт-Петербургу О.А.Бобковым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по моим заявлениям о совершении преступления (№ 398 скпр-2012), предусмотренного ч. 1 ст. 142-1 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, – за отсутствием в действиях членов избирательных комиссий состава преступления.
Данное постановление, по моему мнению, не соответствует требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ о законности, обоснованности и мотивированности процессуальных решений.

1) Выводы следователя основаны на объяснениях заинтересованных лиц – членов комиссии и ее председателя, возможно участвовавших в подтасовке результатов голосования. Невозможность принятия представленных мной копий протоколов следствие объясняет якобы имевшей место технической ошибкой неустановленных лиц, заверивших печатями и подписями членов комиссии копии протоколов, содержащих недостоверные сведения.
Данные объяснения, полагаю, не опровергают факты фальсификации итогов голосования, а являются защитной версией, их собственной интерпретацией произошедшего. Кроме того, такие объяснения указывают на грубейшие нарушения данных лиц требований действующего законодательства о выборах, а также опровергаются подлинными копиями законно составленных протоколов, имеющихся на руках у кандидатов.
Так, статьей 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” установлен следующий порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем – в органы государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии, комиссии муниципального образования участников референдума, в указанное число не входят) (пункт 4).
После внесения указанных в пункте 5 указанной статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 указанной статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (пункт 6).
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии (пункт 10).
После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы (пункт 18).
После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета (пункт 21).
После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней (пункт 22).
После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи (пункт 23).
Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов (пункт 27).
Пунктом 29 цитируемой статьи установлено, что по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
В соответствии с пунктом 9 статьи 69 названого Федерального закона при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: “Повторный подсчет голосов”. Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, указанным Федеральным законом установлена четкая и непротиворечивая последовательность действий по подсчету голосов и подведению итогов голосования. Так, подсчет голосов производится очно, гласно и с полным визуальным обзором всех членов комиссии. Лишь после подсчета голосов, проверки бюллетеней и контрольных цифр, исправления, при их наличии, ошибок составляется протокол и лишь после этого с него снимаются и заверяются копии.
Версия опрошенных председателей комиссий, их членов и секретарей о том, что ими выдавались копии протоколов практически “вслепую”, до окончательного подсчета и проверки, не соответствуют перечисленным требованиям законодательства. В связи с тем, что все члены комиссий являются профессионалами в вопросах организации выборов, ознакомлены с требованиями выборного законодательства, возникает две версии произошедшего.
Первая – о том, что требования законодательства членами комиссий были соблюдены, представленные мной копии составлены с подлинных протоколов, но впоследствии организованной группой лиц были сфальсифицированы иные протоколы.
Вторая – о том, что было допущено грубое нарушение выборного законодательства в части подсчета голосов и подведения итогов голосования.

2) Как следует из обжалуемого постановления, “в ходе проведенной проверки в присутствии представителей общественности и заместителя председателя ГИК № 2 Королевой Г.Е., члена ТИК № 2 Шохина Т.А., с использованием технических средств – фотоаппарата был произведен пересчет бюллетеней, поданных в УИК № 114”. Также “в присутствии представителей общественности и заместителя председателя ТИК №2 Королевой Г. Г., члена ТИК № 2 Шохина Т.Д., с использованием технических средств – фотоаппарата был произведен пересчет бюллетеней, поданных в УИК № 118”.
Данные действия следователя не соответствуют требованиям уголовно-процессуального законодательства и противоречат процитированным выше положениям законодательства о выборах. Так, произведенный следователем пересчет голосов в присутствии представителей общественности УПК РФ не предусмотрен и не соответствует изложенному выше п. 23 ст.69 названного Федерального закона, то есть ничтожны (“после завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона”).

3) В своем ходатайстве от 17.08.2012 (копия прилагается) я просил следствие выяснить обстоятельства получения и заверения копий официальных протоколов как имеющих существенное значение в том случае, если реестры выдачи таких копий по каким-либо причинам утрачены. В таком случае я просил выяснить обстоятельства утраты реестров.
Данные обстоятельства следователем не выяснены и мотивы несовершения таких действий в постановлении не отражены.

С учетом изложенного выше, полагаю обжалуемое постановление неполным, вынесенным по материалам не до конца проведенной проверки, в связи с чем прошу Вас его отменить, дать оценку перечисленным мной нарушениям и, по результатам новой проверки, возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 142_1 УК РФ.

Приложение: копии постановления от 10.09.2012, заявлений от 09.12.2011, протоколов, ходатайства, ответов прокуратуры города, всего на 42 л.

А.А. Ковалев